Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.
Верховный Суд ставит жирную точку
И решающее слово по данному спору высказал Верховный Суд РФ в своем Определении от 05.07.2018г. Разберем по порядку:
- ФНС может заявиться в реестр кредиторов и без наличия решения по результатам налогового контроля. Предъявляя свои требования в реестр, налоговый орган тем самым реализует свои права на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований сторонних кредиторов. Соответственно, еще не находясь в реестре (но подав соответствующее требование в суд) ФНС уже может активно выражать свою позицию по заявлению других кредиторов. Тем самым, законодатель дал налоговой право сопротивляться размытию реестра и включению в него «рисованных» кредиторов
- Между тем, суд не может включить в реестр доначисленные налоговые недоимки без вступившего в законную силу решения по результатам мероприятий налогового контроля (как это может сделать любой из кредиторов на основании первичных документов).
- Исходя из этой позиции Верховный Суд сделал вывод, что суд первой инстанции обязан приостановить дело по включению налоговой в реестр до момента вынесения ею решения о доначислениях, а не отказывать ей.
- Кроме того, у налоговой остается право заявить свои требования на включение в реестр и по истечении двухмесячного срока, если мероприятия налогового контроля были завершены ею после окончания этого срока.
- Последний и, наверное, самый интересный вывод Верховного Суда заключается в том, что он приравнял решение по результатам налоговой проверки к судебным актам, «так как налоговое решение, как и вступивший в законную силу судебный акт, подлежит принудительному исполнению». А это значит, что арбитражные суды обязаны приостанавливать производство по ходатайству налоговой до вступления решения налоговой проверки в законную силу. Соответственно, требование ФНС не будет рассмотрено до вступления в законную силу решения, вынесенного налоговой.
Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы
По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.
В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.
Как в 2023 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
Что учитывает суд при привлечении КДЛ за налоговое правонарушение?
Вина руководителей и участников компании выражается в создании фиктивного документооборота с компаниями-однодневками, направленного на оптимизацию налогообложения, вывод сэкономленных средств в компании, контролируемые бенефициаром, делегирование полномочий при отсутствии контроля.
Так, в недавнем деле ООО «Ассистент» взыскали 1,6 млрд долга перед бюджетом солидарно с руководителя, учредителя, реального бенефициара, а также с компаний, принадлежащих выгодоприобретателям. Суд установил, что родственники и подконтрольные лица конечного бенефициара являлись учредителями транзитных компаний, с помощью которых выводили «сэкономленные» на уплате налогов средства. Одно из подконтрольных лиц направляло средства на строительство административно-складского комплекса, который по окончании строительства переходил в собственность конечного бенефициара.
В деле о банкротстве ООО «Товары будущего» лица, контролирующие должника, разработали схему ухода от налогообложения с помощью «фирм-однодневок». Средства, полученные от «налоговой оптимизации», выводились на российские и зарубежные компании, подконтрольные выгодоприобретателю должника.
Вина главного бухгалтера компании может выражаться во включении в налоговые и финансовые регистры заведомо недостоверной информации.
В деле ООО «Спринклер» главный бухгалтер и руководитель ежеквартально составляли недостоверную налоговую отчетность. После увольнения руководителя бухгалтер не сообщил об этом участникам общества. В результате налоговой проверки ему было доначислено более 124 млн рублей долга, компания не смогла их погасить и обанкротилась. Данный прецедент хорошо иллюстрирует ситуацию, когда собственники компании не предусмотрели риск совершения налогового правонарушения руководителем и бухгалтером.
Способы защиты от персональной ответственности
Однако эти сроки носят организационный характер и не являются пресекательными, о чем недавно напомнил и Верховный суд. То есть пропуск 90-дневного срока не влияет на возможность признания заявления ИФНС обоснованным и введения процедуры банкротства.
Обвинить руководителя коммерческой организации в мировом кризисе или в том, что он к нему не подготовился — затруднительно. Налоговые органы не испытывают сильного интереса к тем процедурам, где конкурсный управляющий предпринимает меры для погашения задолженностей перед кредиторами. Это негативно сказывается на положении взыскателей. Ранее они могли извлечь определенную выгоду из очень активного поведения налоговой инспекции. Сегодня они лишены такой возможности.
Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.
Особенности проведения
При банкротстве, как правило, все полномочия руководителя переходят к временно назначенному управляющему. В этом случае ФНС должна запрашивать дополнительную информацию через арбитражный суд. Представители проверяющей службы могут быть привлечены как свидетели.
Если руководство фирмы объявляет о банкротстве во время проверки ФНС, то она продолжается в штатном режиме. Но требования инспекторов в дальнейшем будут предъявляться в соответствие с порядком, принятом в этом случае. Все долги по налогам включаются в реестр требований, или заявление о недочете предъявляется в суд в обход реестра.
Тем не менее, чтобы иметь возможность участвовать в собрании кредиторов и влиять на течение процедуры, представители ФНС должны заявить о включении требований в реестр на протяжении 30 дней с момента выхода первого сообщения о банкротстве.
Зачем нужна налоговая проверка при банкротстве?
Законом и разъяснениями высших судов закреплено, что любой кредитор, который желает закрепиться в реестре должника-банкрота, должен соблюсти ряд обязательных требований.
Делается это для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции кредиторов, интересы которых весьма различны, для всех были созданы одинаковые условия, при которых ни одно необоснованное требование не сможет быть противопоставлено независимым участникам дела.
Такая обязательная процедура установлена и для требований по налоговым платежам: инспекция обязана установить факт налогового правонарушения, чтобы в предусмотренном законом порядке предъявить требование о взыскании налогов.
Для этого, по общему правилу, требуется проведение проверки, в ходе которой будут установлены факты несоблюдения компанией законодательства и определены размеры подлежащих уплате обязательных платежей, а также произведены налоговые доначисления.
Кроме того, зачастую именно выявленные в ходе налоговой ревизии нарушения руководителями компании законодательства становятся основой решения о привлечении их к субсидиарной ответственности в деле о несостоятельности.
Так, например, установление факта выплаты должником дивидендов в пользу участников при наличии неисполненных обязательств перед бюджетом создает презумпцию доведения компании до банкротства.
Презумпция — это приговор?
Обратимся к тексту нормы. Закон о банкротстве прямо указывает на возможность контролирующего лица защищаться. Так пункт 2 статьи 61.11 начинается со слов: «Пока не доказано иное …». При этом, на вопрос каким образом КДЛ может доказать иное, норма не отвечает.
На эту тему высказался Верховный суд РФ. По его мнению, контролирующее лицо может доказать, что на самом деле банкротство вызвано не его действиями, а внешними факторами2. Например, изменением условий ведения бизнеса, финансовым кризисом или стихийным бедствием.
Полагаем, что пожар, уничтоживший товар или оборудование, по последствиям несравним с налоговой проверкой. К сожалению, вероятность банкротства после таких событий очень велика сама по себе, и до оплаты налоговых доначислений может не дойти.
Что же касается экономических причин, то существует прецедент, в котором суд указал на мировой финансовый кризис 2008 года как причину банкротства предприятия3.
Компания-банкрот привлекала кредиты в иностранной валюте для приобретения импортного оборудования, не имеющего аналогов в РФ. После увеличения курса доллара и евро предприятие было вынуждено направить оборотные средства на погашение задолженности. Кроме того, выросла цена на импортируемое сырьё и упала выручка. Итогом стало банкротство.
Обвинить руководителя коммерческой организации в мировом кризисе или в том, что он к нему не подготовился — затруднительно. По крайней мере, с этим согласились суды трёх инстанций, отказывая конкурсному управляющему в привлечении руководителя к ответственности.
Что делать если возникли долги перед налоговой
Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени?
При инициировании банкротства людей таковой обязанности у налогового органа нет. Так что фонды и органы власти обычно сами выслеживают сведения о том, что в отношении гр-н а-должника введена процедура банкротства. Узнав об этом, они направляют документы (материалы) о наличии задолженности в налоговые органы для того, чтоб потом включить ее в общий реестр требований и предъявить должнику.
Свою задолженность по налогам каждый желающий может уточнить на особом сервисе ФНС Русской Федерации. Не считая того, информация
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА
о просрочках доступна на веб-сайте гос.Услуг.
Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы
По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.
В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.
Какое участи и что проверяет налоговая при банкротстве ооо
При наличии подтвержденной на момент начала банкротства приличной задолженности по налогам, налоговый орган скорее воспользуется правами, предоставленными законом о банкротстве (по крайней мере, если банкротство инициировал кто-то другой, сами они не активничают в этом плане, насколько мне известно). Никаких формальных препятствий провести налоговую проверку в преддверии начала процедуры банкротства не вижу (касается и камеральной, и выездной) Уже после введения наблюдения выбить из соответствующего ООО любые задолженности можно только в рамках процедуры банкротства, с соблюдением требований закона «О несостоятельности (банкротстве)», приостанавливаются исполнительные документы и далее по списку. При закрытии общества прекращается его деятельность, меняются учредители или гендиректор.
89 Внимание НК РФ).
В каких ситуациях налоговая может запустить проверку
Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:
- крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
- составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
- уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
- полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
- быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
- частые смены одного ФНС на другой без причины.
Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.
Программа ФНС для получения отсрочки по налогам
Нередко руководители ООО сталкиваются с трудностями и не могут выплатить налог в полной мере. Чтобы не доводить дело до начала процедуры банкротства, стоит заранее уведомить уполномоченный орган – сделать это можно лично или с помощью специального онлайн-сервиса.
Постановления и информация на сайте ФНС обновляется регулярно, поэтому следить за всеми новостями намного проще. Воспользоваться сервисом и программным обеспечением ФНС может любой гражданин, которому необходимо отправить какие-либо документы в налоговую службу. В случае если на сайте найдена ошибка в тексте или возникают вопросы о функционировании интернет-сервисов, необходимо заполнить специальную форму, которая направляется редактору сайта ФНС. В случае критической ситуации на производстве, чтобы не давать никаких подозрений, стоит заполнить специальную электронную форму на сайте, отправить ее и получить отсрочку по страховым выплатам, налоговым платежам.
Какими фирмами интересуется налоговая
ФНС не проверяет организации с малыми оборотами, не имеющие долгов, а также с нулевыми отчетами. Инспекции в этом плане интересны фирмы, по которым есть информация об уходе от уплаты. Например, способом разделения бизнеса на несколько мелких фирм. Также ИФНС контролирует ООО, которые замечены в недобосовестном отчислении взносов в ФСС.
Подозрение вызывают организации, у которых есть долг перед государственным бюджетом или ранее были разрывы. Поэтому перед началом добровольного закрытия бизнеса нужно проанализировать, готова ли фирма сразу погасить бюджетные задолженности. Срок для выполнения данного обязательства начинает отсчет с даты принятия решения учредителями.
Налоговая инспекция инициирует проверку тех компаний, которые подпадают под определенные критерии. На практике наиболее часто встречаются следующие:
- Разрыв по налогу на добавленную стоимость. Сделки по нему проверяет автоматизированная система. Если выявлены нестыковки, то это вызовет сомнения у инспектора. Он запросит разъяснение или декларацию с уточнениями.
- Большие суммы возмещения по НДС за последние 3 года.
- Нагрузка по налогам и сборам значительно ниже, чем в среднем по отрасли. Она рассчитывается как частное, полученное делением суммы налогов на размер выручки, и помноженное на 100.
- Слишком низкая нагрузка по страховым взносам. Расчет аналогичен налоговой нагрузке.
- Фирма несколько приближалась к максимальным лимитам спецрежима.
- Рентабельность ниже на 10% и более по сравнению со средним отраслевым показателем.
- Убытки за несколько периодов в отчетах. Бизнес ничего не смог заработать, но продолжал вести свою деятельность.
- Компания отказывается направлять разъяснения по требованию налоговой инспекции. Например, ИФНС запрашивает объяснение по вычету НДС, а организация никак на это не реагирует.
- Неоднократное снятие с учета в одной ИФНС и переход на регистрацию в другую.
- Расходы увеличивались, а доходы падали. Это вызовет подозрение, что расходы проводились фиктивно для уменьшения налогов.
- Участие в цепочке однодневных фирм для вывода денег и уклонения от налогов. Инспекция может заподозрить, что ООО заключало сделки только на бумаге. А фактически услуги не оказывала и товары не закупала.
- Соглашение с подозрительным партнером. ФНС насторожит, если компания работает с организацией без штата сотрудников, офиса и складских помещений.
- Наличие кредитных займов от взаимозависимого предприятия.
- Проведение сделок с иностранными организациями. Например, займов, выплаты роялти и дивидендов, купли-продажи ценных бумаг.
Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего
Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.
Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда. По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.
Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия. Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом. Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах.
По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.
Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика
Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.
В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.
Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.
Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.
Порядок налогового контроля при банкротстве
Инфо Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено. Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами. Камеральная налоговая проверка при банкротстве Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие.
Каждый предприниматель сталкивался с ситуацией, когда в процессе предпринимательской длительности возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, зарплатным налогам и пр.
В практике судов выявлен различный подход к исчислению срока предъявления уполномоченными органами требований об установлении задолженности по обязательным платежам, если к моменту введения в отношении должника процедуры конкурсного производства не была завершена проводимая в отношении него налоговая проверка. При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В начале ноября 2017 г в отношении ООО кредитором было подано заявление о признании его банкротом. В конце ноября 2017 г Арбитражный суд выносит определение. 26.12.2017 г назначен арбитражный управляющий на ООО-должник. 11.01.2018 г в отношении ООО-должника введена процедура наблюдения. 27.12.2017 г. ИФНС выносит решение о проведении выездной налоговой проверки за 2014-2016 гг. По состоянию на 07.06.2018 г на ООО — конкурсное производство, реестр кредиторов уже сформирован, а налоговая проверка еще продолжается (с приостановлениями). Каковы могут быть последствия для ООО и собственников после вынесения Акта выездной налоговой проверки в случае если судом уже будет принято решение о ликвидации должника, если еще не будет принято решение о ликвидации.