Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Виды и причины детского воровства

  • «Истинное» воровство (клептомания). Встречается редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием, с ней работает врач-психиатр.
  • Воровство как средство привлечения внимания. Часто детское воровство становится показателем того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребёнок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом — демонстрацией негативного поведения.
  • Воровство как следствие отсутствия чётких правил в семье. Детское воровство в семье может стать показателем, что ребёнок просто не знал, что, например, деньги из маминой сумки брать нельзя. Или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра — нет), ребёнок может взять деньги, не считая это нарушением семейных правил.
  • Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребёнок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.
  • Воровство для «подкупа» сверстников. Если ребёнок начал воровать деньги, чтобы покупать подарки и сладости одноклассникам — это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.
  • Воровство «по принуждению». Ребёнок ворует деньги и отдаёт их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Предупрежден – значит, вооружен

Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т. д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Возраст возрасту рознь

До 3-4 лет дети не разграничивают мир на «мое» и «чужое». Они без стыда берут совок у соседа по песочнице или вещи из чужой сумки. Малыши не оценивают свой поступок как плохой. Для родителей это повод поговорить в доступной форме о границах — своих и других людей, о том, что хорошо и что плохо. Эту беседу придется повторить не раз — маленьким детям сложно осознать такие абстрактные понятия.

Читайте также:  Если в квартире никто не прописан как платить за электроэнергию в 2024 году

К 5-6 годам дети уже знают, что воровать плохо. Но в этом возрасте еще не сформированы отделы мозга, отвечающие за самоконтроль и волю. Стэнфордский эксперимент с зефиром показал: единственное, что удержит пятилетнего ребенка от того, чтобы взять со стола запретную сладость, — страх наказания. А если похищения никто не заметит, то он может не совладать с собой и взять желанное. В этом возрасте сознательность еще только созревает.

К 6-7 годам дети уже регулируют свое поведение и следуют социальным правилам. Сила привязанности к своему взрослому тоже уже зрелая: ребенку важно быть значимым и любимым. А плохие поступки ставят отношения под угрозу. В то же время ребенку становится важно то место, которое он занимает среди сверстников. И мотивом для кражи может быть зависть к другим детям.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

Что сделать, чтобы ребёнок не воровал?Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). После того, как ситуация была разобрана, больше к ней не возвращайтесь. Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Важные преимущества Лагеря Роста

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, небольшие группы для занятий;
  • Нейропсихолог: ежедневно проводятся занятия по развитию ВПФ мозга (внимание, память, моторика, мышление, восприятие)
  • Удобное местоположение: рядом находится Серебряный бор (4 остановки), чистый воздух, много спортивных площадок и мест для прогулок;
  • Комплексное питание: обед в ресторане “Elninka”, полдник – чаепитие;
  • Система мотивации: каждый ребенок зарабатывает ежедневно баллы, и в магазине Роста в конце каждой смены покупает сувениры, сладости и памятные призы;
  • Профессиональная психологическая поддержка и коррекция поведения;
  • Рекомендации специалистов родителям по итогам лагеря;
  • Время работы: с понедельника по пятницу с 08.55 до 18.00

Как нельзя вести себя с ребёнком, который крадёт деньги

«Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!»

(из рассказа Н. Н. Носова «Огурцы»)

Прежде всего следует помнить: принцип презумпции невиновности действует не только в суде, но и в домашнем воспитании. Не следует обвинять без достаточных на то оснований — пока ребёнок «не пойман за руку». Но даже тогда, когда вина очевидна, и вы вынуждены проводить строгую воспитательную беседу, постарайтесь воздержаться от использования слов «преступление», «кража», «вор». Не угрожайте обратиться в полицию, не сравнивайте ребёнка с отрицательными героями, не проводите беседу при свидетелях. И не вспоминайте прошлых подобных ситуаций, о которых ребёнок уже пожалел сполна.

Совет, что делать родителям, если ребёнок ворует деньги, даёт психолог М. М. Кравцова: «Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его права на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе». [2]

– Как распознать первые тревожные звоночки? Стоит ли обращать внимание, если из кармана пропала мелочь?

– Воспитание детей начинается с развития взрослого. Если требовать «не укради», а самому в это время приносить с работы «неучтёнку», воровать в супермаркетах или на соседней даче, это введёт ребёнка в состояние двойных стандартов. Он не станет прислушиваться к вашим словам, но будет копировать ваши поступки.

Иногда обкрадывание может быть не материальным: эмоциональным, темпоральным (время), измены или клятвопреступления – часто это болезненнее, чем пропавшая тысяча рублей. Да, стоит обращать внимание на бытовую ложь, мелкое «крысятничество» и прочее. Но стоит сначала задать себе вопрос: не у меня ли этому научился? Что я такое демонстрирую своему ребёнку? Получается, что моя бесконечная болтовня по телефону, «зависание» в компьютере, гаджете, телевизоре важнее моих детей? Когда они недополучают времени, внимания, любви, эмоций, они будут компенсировать это тем способом, который придумают.

– Как себя вести с подростком, когда его поймали на воровстве?

– Прежде всего выяснить потребность – зачем ему это понадобилось. Причиной может быть желание купить маме что-нибудь, другими словами, купить мамину любовь, внимание. Дать понять, что вы не враг, но то, что он сделал, неприемлемо и опасно. Позволить открыто обращаться за помощью: от «купить мороженое» до «накопить на велосипед или собаку». Выяснить – почему он вам не доверяет, что идёт на кражу?

– Что делать, если «наследник» продолжает воровать, несмотря ни на какие разговоры и профилактические беседы?

– Понять, в чём корень проблемы: невежество (глупость, эгоцентризм), педагогическая запущенность или крик о помощи. Прежде всего начать искать причину в себе, начать меняться. Пойти к психологу, духовнику, учителю, авторитету. Засунуть подальше свою самость, важность и просить помощи. К сожалению, вариант: «Вот вам ребёнок, исправьте его, вы же психолог» – не работает. Даже пройдя терапию, он вернётся в среду, в которой начал воровать. Хватит ли у него сил противостоять среде? Придумает ли он другой способ решить свои проблемы? Кем для него будут родители – врагами или помощниками?

Читайте также:  Как найти свой земельный пай по фамилии

– Можно ли как-то сохранить семью, если уже взрослый ребенок украл что-то крупное? И что делать в этой ситуации вообще?

– Странная формулировка проблемы: «Раньше мы тебя терпели, а ты оказался вот каким, и мы тебя больше знать не хотим!» Да, есть семьи, которые существуют как некие стихийные объединения. Непонятно зачем живущие вместе женщина и мужчина, случайно родившиеся у них дети, которые должны соответствовать каким-то требованиям. Объединения без любви, без цели.

Почему воровство в семь лет может быть признаком серьезных проблем

К семи годам нормально развитый ребенок уже способен контролировать свои импульсивные побуждения, и если этого не происходит, то родителям следует воспринять такое как серьезный звоночек, как сигнал, что с ребенком что-то неблагополучно.

Дело вот в чем: особенности психики человека таковы, что в возрасте до шести и даже до семи лет в головном мозге процессы нервных возбуждений преобладают над процессами торможения — эта возрастная особенность дошкольников носит название импульсивность поведения. В этом возрасте эмоционально-волевая сфера еще только формируется. Другими словами, у обычного ребенка в возрасте до 5–6 лет желание поступить так, как хочется в конкретную минуту, преобладает над физическим контролем своих поступков.

В ситуации высокого соблазна — «взять то, что так сильно понравилось в эту самую минуту» — совладать со своим телом и отойти, даже не потрогав предмет, ребенку бывает слишком сложно: центральная нервная система еще недостаточно созрела. Вот первопричина такого поступка.

В норме импульсивность поведения уходит к 6–7 годам, так как к этому возрасту формируется произвольность и самоконтроль.

Но если способность к самоконтролю недостаточно сформировалась к началу школьного возраста, то поведение ребенка будет отличаться от ровесников неумением управлять своими желаниями, повышенной эмоциональностью, неусидчивостью. А если к тому же есть дефекты воспитания (не привиты четкие понятия о допустимом и недопустимом), то в поведении ребенка может закрепляться импульсивное «взять» то, что хочется. Такой ребенок, как правило, не понимает последствий своего поступка. И эта ситуация уже серьезнее. Тут уже взрослым придется немало потрудиться для ее исправления.

Поэтому с малых лет важно учить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо, прививать ему понятия о добре и зле, объяснять, как надо и как не надо вести себя с людьми — и на примере собственного поведения, и на примерах из сказок, стихов, историй из жизни.

Большая проблема в семье, когда дети воруют. Это значит, что они страдают. Дети не всегда сами понимают свои страдания или не думают об этом. Так как слишком болезненно воспринимают свое неадекватное поведение. Если ребенок начал воровать, то этот сигнал тревоги нельзя пропустить. Скрывая или отвергая мысль о том, что появляющиеся в доме вещи, якобы найденные на улице или подаренные другом, ребенок на самом деле просто украл, родители теряют момент искоренения пагубной привычки на корню. Первая задача родителей — узнать, почему дети воруют и как отучить ребенка от этого.

Неправильная модель поведения мам и пап проявляется в отсутствии видения ими плохого поведения малыша. Некоторые считают ничего не значащим поступком, если ребенок взял чужую вещь. За своей работой родители не видят изменения в поведении своего чада, его возросших потребностей. Это проявление общей педагогической неграмотности.

Не отталкивайте ребенка!

По данной теме психологи дают советы. Как отучить ребенка воровать, чтобы это было для него безболезненно? Не отталкивай его от себя. Ситуации, когда стало известно о его неблаговидном поступке, требуют от него мобилизации всех душевных сил. Сейчас ему требуется ваша забота и любовь, как никогда. Душевные беседы о его жизни, стремлениях помогут пережить его «падение» вместе с мамой и папой. Разделение душевной боли с близкими людьми поможет ребенку избежать душевной травмы.

Сейчас никак нельзя оставить сложившуюся ситуацию без присмотра. Как отучить ребенка воровать? Совет психолога по данном вопросу звучит так: внимательно следите за его окружением, больше общайтесь с классным руководителем и воспитателем. Ребенок много времени проводит в школе или детском саду. Поэтому они смогут увидеть изменения в его поведении. Нельзя не реагировать на появление у ребенка чужих вещей. Общеизвестно, что дети младшего возраста имеют привычку меняться игрушками. Но если он приносит из садика дорогие вещи, это служит поводом выяснить причину их появления. Детей старшего возраста надо учить копить деньги на вещь, которую они хотят приобрести. Это могут быть денежные подарки на день рождения и другие праздники. Ребенок прислушается к вашим советам не транжирить полученные средства, если его убедить, что реально их накопить и купить то, что хочется.

Читайте также:  Купля-продажа земли в 2024 году

Как отучить ребенка воровать у родителей? В семье оба родителя должны вести одну линию воспитания. Отношение ко всем детям в семье должно быть одинаковым. Только в этих случаях вы будете уверены, что в будущем они не будут испытывать негатива друг к другу. Все обиды между близкими родственниками имеют корни из детства.

Почему воруют дети? Детское воровство – это болезнь? Почему один ребенок, украв однажды и раскаявшись, больше никогда этого не делает, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает воровать систематически? В чем причина детского воровства? И «любимые» наши вопросы: кто виноват, и что делать? В своей статье я попробую на них ответить. Но для начала несколько историй из реальной жизни, из моей практики.

Дети никогда не делают ничего без явных на то причин. Изрисовал обои – негде было изобразить любимый цветок, а ведь так хотелось порадовать маму. Разбил мамину любимую вазу – хотел ее посмотреть, ведь она такая красивая и мама ее так ценит. У любого действия всегда есть причина. Это же относится и к воровству. Если ваше чадо начало красть, то на это могут быть следующие причины:

Доброе побуждение часто толкает ребенка на неблаговидные поступки. К примеру, у лучшего друга скоро день рождения, и он давно мечтает о красивых часах. Похожие часы ребенок видел в столе у отца и не заметил, чтобы он их носил. А раз не носит, то они не нужны, а раз не нужны, то можно забрать. Ребенком владеет стремление порадовать дорогого человека, и он даже не задумывается о том, что совершает нечто недопустимое.

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Подростковое воровство – частые причины

  • Стресс

    Много сложных событий в жизни иногда заставляют ребенка ударяться в кражу. Подростки рассказывают, что нет ничего приятнее, чем украсть понравившуюся вещь, да так, чтобы никто этого не заметил. Кого-то это просто расслабляет.

  • Потеря самоконтроля

    Даже имея самые сильные на свете принципы, люди иногда срываются и теряют контроль над собой. Сидели ли Вы когда-нибудь на диете? Помните, как срывались и съедали запретный хот-дог или шоколадку? Так вот, это то же самое. Ребенок что-то очень захотел и увидел самый простой способ получить желаемое.

  • Неуверенность в себе

    В компании подростка не курят и не пьют, у них новая шалость – они занимаются воровством. Чтобы попасть в такую «крутую» компанию или как-то подняться в глазах у других подростков ребенок и решается на подобные глупости.

  • Желание ребенка показаться «крутым»

    Кража вещей, которые даже не то, что нужны, а просто делают тебя значимым и популярным – явление нередкое. К этому же относится и кража денег.

  • Низкая самооценка

    Возможно, ребенку кажется, что единственное, что помимо воровства он ничего больше не умеет? Кошмарно, но бывает и такое.

  • Отсутствие адреналина

    Вашему ребенку кажется, что воровство – это весело? Значит, ему не хватает адреналина. Легко можно заменить походом в парк аттракционов или прыжком на тарзанке. (Если родители, конечно, не против.)

  • Плохие компании

    Удивительно, но такие компании возникают благодаря всем вышеперечисленным факторам, заставляя ребенка воровать. А после в них, как в черную дыру, засасывает других подростков с низкой самооценкой и без хороших и достойных друзей.

Почему дети начинают воровать?

Причины воровства в подростковом возрасте могут быть самые разные:

· Нарушением правил ребенок добивается родительского внимания

· Запретные вещи — курение, употребление алкоголя и воровство — дают ребенку чувство превосходства и ложное ощущение «Я – взрослый, делаю, что хочу, и никто мне не указ»

· Подростки проверяют границы допустимого. И если кража не раскрывается или игнорируется взрослыми, то такое поведение закрепляется

· Подростку не покупают вещей, которые котируются среди его сверстников, он ищет способ получить желаемую вещь, чтобы быть принятым в стаю

· Подросток может пойти на кражу, чтобы похвастаться своей лихостью, выделиться, так как порой не знает, как это сделать по-другому


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *